Документы по учебной части (колледж)
Тренерский состав
Учебно-тренировочный процесс

Положение о практике

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методические указания по прохождению профессиональной практики учащихся по специальности 0103000 «Физическая культура и спорт» квалификации 0103033 «Тренер-преподаватель» разработаны на основании Государственного общеобязательного стандарта образования специальности ГОСО РК

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

В системе подготовки специалистов профессиональная практика является важной частью учебного процесса и завершающей стадией обучения в колледже. Являясь органичной частью учебного процесса, она опирается и находится в тесной взаимосвязи со следующими теоретическими курсами: «Педагогика», «Психология спорта», «Спортивная медицина», «Анатомия, физиология и гигиенические основы физической культуры», а также со специальными дисциплинами. Профессиональная практика делится на учебную, педагогическую и преддипломную

Целью профессиональной практики является:

  • закрепление, углубление и систематизация теоретических знаний;
  • овладение комплексом практических методов и навыков педагогической и управленческой деятельности в условиях реальной работы образовательных учреждений.

Основные задачи профессиональной практики:

  • изучение содержания учебно – воспитательной работы в учреждениях образования сферы деятельности предприятия, его организации, схемы управления, практики подготовки и принятия решений в процессе участия учащегося в практической работе на рабочем месте.
  • приобретение навыков контроля и анализа своей педагогической деятельности в период практики
  • овладение методологией диагностики
  • приобретение профессиональных навыков по разработке календарно- тематических и поурочных планов повышение своей квалификации и компетенции
  • участие учащегося в практической работе на рабочем месте специалиста по профилю специальности.

3. БАЗЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Согласно требованиям Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан по специальности 0103000 – Физическая культура и спорт, 0103033 «Тренер-преподаватель» местами прохождения профессиональной практики могут быть учреждения образования, организации, предприятия различной формы собственности, а также база РГУ «РСШИКОР»

Практика учащихся проводится, как правило, в учреждениях образования на основе договоров РГУ «РСШИКОР» в соответствии с которыми они обязаны предоставить места для прохождения практики учащимся.

Базы практики для учащихся должны отвечать следующим основным требованиям:

  • соответствовать профилю подготовки специалиста;
  • располагать квалифицированными кадрами для руководства практикой учащихся;
  • использовать при организации работы педагогические технологии, соответствующие уровню развития специалиста.

В тех случаях, когда организация выступает в качестве базы практики впервые, представителю РГУ «РСШИКОР», ответственному за данный вид практики, необходимо заранее ознакомиться с базой практики на предмет соответствия вышеуказанным требованиям.

Самостоятельный выбор учащимся базы практики разрешается в индивидуальном порядке (место проживания, специфика тематики выпускной квалификационной работы и невозможность ее подготовки на имеющейся базе практики, опыт работы в данном учреждении и др.). Члены национальных сборных РК, обучающихся в колледже, проходят профессиональную практику на своих отделениях по избранному виду спорта. Обучающиеся в период профессионально практики, выезжающие на учебно-тренировочные сборы и соревнования, в содержание отчета практики вносят номер приказа и сроки отсутствия их. Целесообразность индивидуального прохождения практики учащимся определяется заместителем директора по учебной работе. На основании анализа данных об организации заместитель директора по учебной работе определяет, достаточен ли потенциал организации для практики учащегося колледжа, и могут ли быть предоставлены данные, необходимые учащемуся для изучения деятельности учебного учреждения согласно программе практики и для написания отчета по практике.

4. ОБЪЕМ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКИ

Прохождение профессиональной практики осуществляется в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса на 1, 2, 3 курсах.

Профессиональная практика рассчитана на спортивный сезон (ноябрь, декабрь, январь, февраль, март месяц). Даты начала и окончания практики устанавливаются приказом директора РГУ «РСШИКОР в г Риддер»

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ

Организацию и методическое руководство производственной практикой учащихся по специальности 0103000 – «Физическая культура и спорт» квалификации 0103033 «Тренер-преподаватель» обеспечивает учебная часть РГУ «РСШИКОР».

Порядок организации профессиональной практики регламентируется Программой практики, разработанной в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования РК 4.05.075-2009 по квалификации 0103033 «Тренер – преподаватель по спорту» и Образовательной программы ТиПО, утвержденной приказом МОН РК от 25.12.2009 №595

Прохождение данной практики учащимся обеспечивается следующими распорядительными документами и учебно-методическими материалами:

  • договорами, заключенными между РГУ «РСШИКОР» и учебными учреждениями (организациями) о приеме учащихся на практику;
  • направлениями на профессиональную практику с указанием сроков и места прохождения практики;
  • программой профессиональной практики учащихся специальности
  • методическими указаниями по прохождению профессиональной практики обучающихся специальности 0103033 «Тренер – преподаватель по спорту»

Для руководства практикой учащихся на основании договоров, заключенными между РГУ «РСШИКОР» и учебными учреждениями о приеме учащихся на практику, формируется приказ, в котором за каждым учащимся закрепляется место практики и назначается руководитель практики от РГУ «РСШИКОР».

Работа руководителя практики должна быть направлена на обеспечение условий для овладения учащимися практическими навыками работы и профессиональными компетенциями.

Перед началом практики не позднее, чем за 10 дней, заместителем директора по учебной работе проводится установочная конференция для учащихся, которая является важным мероприятием, т.к. от нее зависит дисциплина учащихся во время практики, уровень овладения ими профессиональными компетенциями, соблюдение сроков практики и предоставление правильного и своевременного отчета.

На установочной конференции рассматриваются следующие вопросы:

  • ознакомление учащихся с их распределением по базам практики и назначение ответственных из числа учащихся по каждой базе практики;
  • информация о руководителях практик от РГУ «РСШИКОР» и от учебной организации;
  • цели и задачи практики в соответствии с Программой учебной практики;
  • требования к трудовой дисциплине во время прохождения практики;
  • общие указания по соблюдению Правил техники безопасности и действующих Правил внутреннего распорядка в организациях;
  • требования по ведению дневника практики и оформлению отчета о практике;
  • особенности выполнения программы профессиональной практики по организациям образования, в том числе возможности получения необходимой информации о деятельности организации;
  • назначение, порядок написания, время отчета по практике.

6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ

Руководитель профессиональной практики обязан:

  • изучить программупрактики и другую учебно-методическую документацию по ее проведению;
  • ознакомиться с содержанием заключенного с предприятием договора на проведение практики;
  • подготовить все документы по организации и направлению студентов на профессиональную практику (рабочие программы, индивидуальныезадания, направления, дневники и т.д.);
  • провести установочную конференцию с учащимися перед началом практики;
  • осуществить учебно-методическое руководство профессиональной практикой;
  • принять и проверить отчет о результатах профессиональнойпрактики, а также характеристику на учащегося с места ее прохождения по окончании учебной практики;
  • обобщить результаты прохождения учащимися профессиональной практики, выработать рекомендации по повышению качества практической подготовки учащихся и представить их на заседание методического совета.

7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ - ПРАКТИКАНТОВ

Практикант обязан:

  • изучить программу профессиональной практики и методические указания по прохождению учебной, педагогической и преддипломной практики;
  • своевременно прибыть на место прохождения практики, имея направление на профессиональную практику и дневник;
  • добросовестно и качественно выполнять все виды работ, предусмотренные программой профессиональной практики;
  • подчиняться правилам внутреннего распорядка учебного учреждения и техники безопасности;
  • регулярно вести дневник практики;
  • в конце практики оформить отчет, дневник практики, получить краткий отзыв-характеристику от учебной организации. Отзыв руководителя практики от учебного учреждения, заверенный печатью;
  • по окончании профессиональной практики представить отчет о ее результатах и передать на хранение администрации РГУ «РСШИКОР».

8. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Профессиональная практика проводится в условиях, максимально приближенных к реальным условиям будущей профессиональной деятельности тренера - преподавателя. Содержание профессиональной практики определяется местом прохождения практики.

Во время прохождения профессиональной практики необходимо:

  • ознакомиться с правовыми нормативными и законодательными актами, регулирующими деятельность каждой конкретной организации;
  • ознакомиться с организационной структурой учебного учреждения;
  • собрать практический материал для выполнения отчета в соответствии с индивидуальным заданием.

Учащиеся в период практики должны научиться обрабатывать и анализировать учебно – воспитательную информацию:

  • документально оформлять результаты анализа, готовить индивидуальные и коллективные решения, оптимизировать их с учетом последствий и требований деловой этики;
  • прогнозировать эффективность деятельности организации в соответствии с принятыми решениями и обеспечивать их выполнение;
  • оформлять необходимую документацию в соответствии с принятыми нормами;
  • эффективно использовать рабочее место и новые информационные технологии.

В ходе прохождения практики в образовательных учреждениях учащийся должен приобрести навыки самостоятельной практической работы, а также овладеть формами и методами организации учебно – тренировочного и воспитательного процесса, ознакомиться с необходимыми инструктивными материалами.

Учащийся изучает:

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда;
  • структуру и деятельность учебного учреждения;
  • Устав учреждения, структуру управления и другие нормативные документы, регулирующие деятельность учреждения;
  • педагогические технологии учебно – воспитательного процесса;

В результате прохождения профессиональной практики студенты должны уметь:

  • использовать нормативно-правовую документацию в профессиональной деятельности;
  • использовать основные и специальные методы анализа информации, систематизировать и обобщать информацию, готовить обзоры, отчеты по вопросам профессиональной деятельности;
  • анализировать во взаимосвязи педагогические процессы, явления, выявлять проблемы, предлагать пути и способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
  • уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения педагогических задач;
  • применять полученные теоретические знания на практике.

В результате прохождения профессиональной практики студенты должны иметь навыки:

  • самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;
  • профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;
  • использования методов педагогического анализа

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА

По окончании профессиональной практики учащиеся в 10-дневный срок сдают руководителю практики:

  1. Отчет о результатах прохождения профессиональной практики, который составляется индивидуально каждым учащимся и должен отражать его деятельность в период практики.
  2. Направление с характеристикой учебного учреждения о работе учащегося за период практики (подшивается к отчету).
  3. Дневник практики.

Отчет о результатах профессиональной практики должен включать:

  • место прохождения практики; сроки практики;
  • перечень проделанных видов работ;
  • общие выводы о результатах прохождения практики;
  • предложения по улучшению организации практики;

Титульный лист отчета имеет единую для всех учащихся форму (Приложение А). Текст отчета набирается на компьютере 14 шрифтом одинарным интервалом. Каждую новую главу отчета следует начинать с новой страницы.

Отчет должен быть грамотно и понятно изложен, аккуратно и согласно требованиям оформлен. Следует четко излагать выводы.

По итогам практики руководитель от учебного учреждения дает характеристику учащемуся, после чего отчет предоставляется в учебную часть РГУ «РСШИКОР».

К отчету прилагаются:

  • договор между сторонами о согласовании базы практики;
  • направление с характеристикой и отзывом руководителя практики от учебного учреждения с оценкой отчета о прохождении педагогической практики, проведенной учащимся;
  • календарный план (дневник) практики (Приложение Б).

Дневник практиканта является документом, в котором фиксируются все виды работ, проводимых за день. Записи в дневнике делаются либо во время выполнения работ, либо в конце рабочего дня. Они должны быть краткими и конкретными. В конце рабочей недели руководитель практики должен подтвердить выполнение перечисленных видов и объемов работ своей подписью.

Если в отчете не полностью раскрыты вопросы программы, отчет возвращается учащемуся на доработку.

Отчет сдается в учебную часть РГУ «РСШИКОР», на проверку в течение 10-ти дней после окончания практики, с выставлением оценки по пяти балльной системе, имеющей силу экзамена и проставляемой в соответствующую графу зачетной книжки студента.

Итоговый балл по результатам прохождения практики учитывается при определении рейтинга и подсчёте среднего балла успеваемости обучающегося при переводе его с курса на курс.

Учащимся, не прошедшим профессиональную практику по болезни или другой уважительной причине, устанавливаются индивидуальные сроки её прохождения, утверждённые приказом директора.

Итоги практики, пути повышения ее эффективности регулярно рассматриваются на заседании тренерского совета